Программа РИП

Управление образование администрации г. Гусь-Хрустальный

ПРОГРАММА

ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

образовательных учреждений:

МКОУ "Григорьевская СОШ" Гусь-Хрустального района

по теме «Организационно – педагогические условия   формирования метапредметных  компетенций обучающихся»

 

Разработчики Программы

Малышева С.В.,   МКОУ

"Григорьевская СОШ" Гусь-Хрустального района

Контактный телефон:

 

Научный руководитель : О.Е.Морозова, к.филос.,н.

зав. кафедрой образовательных технологий ВИПКРО

 

2014

Содержание инновационной программы

 

  1. I. Введение.

1.1.актуальность;

1.2. цель и задачи Программы;

1.3. ведущая инновационная идея Программы

II. Концептуальные основы организации РИП

III. Реализация  инновационной Программы.

3.1.прогнозирование ожидаемых результатов;

3.2.средства контроля и обеспечения достоверности результатов;

3.3.сроки и этапы региональной инновационной работы;

3.4. условия  проведения;

3.5.возможности представления результатов региональной инновационной работы;

IV. Календарный план реализации  Программы.

V. Участники инновационной Программы и их функциональные обязанности.

VI. Информационная справка и проблемно – ориентированный анализ состояния ОУ.

Организационно – педагогические условия   формирования ключевых компетенций обучающихся

Введение

1.1.Актуальность Программы

В Концепции модернизации российского образования до 2025г. подчеркивается, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Но в условиях современной России требование готовности человека к переменам и социальным трансформациям уточняется необходимостью подготовки учащихся к жизни в информационном обществе и таких социально- экономических условиях, при которых происходит становление гражданских ценностей. В данном контексте одним из показателей качества образования является компетентность, которая определяется, прежде всего, не через сумму знаний и умений, а характеризует умением школьника мобилизовать полученные знания и опыт в конкретной ситуации.

Новые вызовы времени привели к принципиально иным требованиям, как к задачам образования, так и его результатам, что нашло свое отражение в  разработке и внедрении стандартов нового поколения. В свою очередь, стандарт второго поколения основан на системно-деятельностном подходе, который, как уточняет в своей статье «Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения» один из главных идеологов новых стандартов Асмолов А.Г., знаменуется переходом от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков - к определению цели как формированию умения учиться, как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями. Причем, отмечает ученый -  действует формула: компетенция — деятельность — компетентность. Компетенция как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью, как характеристикой личности[1].

Идеи модернизации образования на компетентностной основе активно обсуждаются учеными и широкой педагогической общественностью. Разрабатываются возможности реализации компетентностной модели образования (А.Г.Асмолов, В.А. Болотов, Е.Н. Бондаревская, А.Н.Дахин, Л.Ф.Иванова, А.Г.Каспржак, А.М. Кондаков, В.В. Сериков). Рассматриваются с различных позиций структура и типология ключевых компетенций, технологии их проектирования (И.А.Зимняя, В.В.Краевский, Г.К.Селевко А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков). Решаются проблемы отбора содержания, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов с позиций компетентностного подхода (Д.А.Иванов, Г.С.Ковалева, В.В.Краевский, В.В. Лебедев, О.Е. Лебедев, К.Г.Митрофанов, А.А. Пинский, И.Д.Фрумин, С.Е. Шишов). Большое внимание учеными уделяется изучению зарубежного опыта, месту компетентностного подхода среди других подходов (А.Л. Андреев, А.Г.Бермус, В.А. Болотов, В.В.Гузеев,).

Вместе с тем, выявляется целый ряд методологических, психолого-педагогических и дидактических проблем компетентностного подхода, которые   ждут своего решения. В частности, понятийный аппарат, выявляющий смысл компетентностного подхода в образовании, ещё не устоялся. Существует  большой разброс мнений среди ученых в формулировках ключевых компетенций и их классификаций. Не решены вопросы содержательного и диагностико-коррекционного уровней компетентностей. В частности, остаются не до конца разработанными вопросы  специфики метапредметных, предметных компетенций, их проектирование в образовательном процессе и  связь с индикаторами результативности образования. Стандарты нового поколения декларируют в качестве основной цели - повышение качества образования и, как следствие, – основное внимание к результатам образования и системе их оценивания. В то же время адекватные способы отслеживания уровней компетентности учащихся, отбора учебного материала и видов учебных действий школьников, организации системы оценки достигаемых результатов, пока отсутствуют. И, следовательно, остаются слабо разработанными практические аспекты (с выявлением оптимальных, эффективных форм, способов и методов) формирования компетенций обучающегося.

Указанные проблемы во многом предопределили цель и задачи работы педагогического коллектива МКОУ Григорьевская СОШ, направленной на создание модели формирования метапредметных компетенций обучающихся, которая предполагает способ организации обучения, воспитания, жизнедеятельности членов школьного сообщества, представляющую собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов с целью создания благоприятных условий для всестороннего развития воспитанника, учитывая сегодняшние социальные запросы. Построение такой модели является не только желанием педагогического коллектива, но и объективной необходимостью.

1.2. Цель и задачи Программы

Цель инновационной работы: анализ, выявление, практическая апробация оптимальных организационно - педагогических средств, направленных на создание такой модели образования в школе, которая сможет обеспечить формирование метапредметных компетенций учащихся, как условия их социальной успешности и конкурентоспособности в современной  жизни.

Задачи:

1)                проанализировать научные подходы к обоснованию метапредметных компетенций обучающегося  и возможным способам их формирования;

2)                апробировать необходимые и достаточные  организационно - педагогические средства, при которых в  начальной и основной школе метапредметные  компетенции учащихся формируются наиболее результативно.

3)                выявить сущность, структуру, способы диагностики и уровни развития метапредметных  компетенций учащихся начальной и основной школы в естественном процессе обучения;

4)                создать методические и психологические условия для развития педагогических инициатив и профессионального роста педагогов в условиях инновационной  деятельности;

5)                разработать комплекс методических рекомендаций по реализации эффективных механизмов, направленных на создание такой модели образования, которая сможет обеспечить формирование метапредметных компетенций учащихся.

Методы, используемые для решения поставленных задач:

  • анализ научной литературы по различным аспектам проблемы;
  • изучение и обобщение педагогического опыта по выявлению эффективных принципов и инструментов, направленных на решение актуальных вопросов  формирования метапредметных  компетентностей современного  школьника;
  • разработка мониторинга;
  • диагностика: анкетирование, тестирование обучающихся, родителей, учителей;
  • статистические методы обработки результатов;
  • моделирование;
  • педагогический эксперимент;

1.3. Ведущая инновационная идея Программы

Сегодня успешность и  конкурентоспособность человека в жизни, во многом зависит от  его способности овладевать новыми  технологиями, адаптироваться  к изменяющимся условиям  жизни, быть способным к самообразованию и самопроектированию. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является компетентностно -  ориентированное  обучение,  обозначенное  в  концепции модернизации  Российского образования, где позиционируются следующие положения:

- Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедических знания, с точки зрения запросов рынка труда устарела.

- Образование должно быть нацелено на формирование у учащихся метапредметных компетенций, адекватных социально-экономическим условиям. Отсюда  ведущей инновационной идеей Программы является положение  о том, что созданная в школе система оптимальных организационно - педагогических средств, включающая в себя эффективные инструменты, используемые в урочной деятельности (технология критического чтения и письма, проблемного и проектного обучения, ИКТ, внедрение дифференциации и межпредметной интеграции), так и эффективные средства  внеурочной деятельности (школы: театра, социального проекта, юного журналиста; факультативные курсы по медиаобразованию, самопроектированию, толерантности) и .т.д., направленные на формирование метапредметных компетенций учащихся, может обеспечить становление и развитие личности, соответствующей современным социальным запросам и  существующим экономическим условиям, личности, успешной во всех социальных проявлениях.

  1. II. Концептуальные основы организации РИП

Повышение  качества  образования,  понимаемого,  с  одной стороны,  как  соответствие  нормам  (требованиям  государственного образовательного  стандарта),  а  с  другой  –  как  степень  пригодности (возможность применения полученных в процессе образования знаний и  умений в жизни), является одной из актуальных проблем, решение которой  связано  с  модернизацией  содержания  образования, оптимизацией  способов  и  технологий  организации  образовательного процесса  и,  конечно,  переосмыслением  цели  и  результата образования.  В  российском  образовании  с  момента  публикации текстов  основных  образовательных  документов  «Стратегии модернизации  содержания  общего  образования»  и  «Концепции модернизации  российского  образования  на  период  до  2010  года» происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий  «подготовленность», «образованность», «общая  культура», «воспитанность»  на  понятия  «компетенция», «компетентность» обучающихся  и,  соответственно,  провозглашается  компетентностный подход. Как исследователи, отличие от  традиционного  компетентностный подход предполагает  значительное  усиление  практической  направленности образования, связи школьного образования с жизнью. Под  компетентностным  подходом в  образовании, можно понимать как усовершенствование всей  образовательной  системы, направленное на  приобретение  учащимся  культуры,  накопленной человечеством,  в  виде  знаний,  умений,  навыков  и  способов деятельности,  и  формирование  у  него  опыта  самостоятельного решения  проблем  в  различных  сферах  деятельности.  Основной образовательной  целью  современной  школы,  с  позиции компетентностного  подхода,  является  формирование у  школьников ключевых  компетенций,  обеспечивающих  успешную жизнедеятельность человека в социуме. [2]

Однако, анализ  литературы свидетельствует, что однозначного понятия понятий  «компетенция» и «компетентность» в настоящее время не существует. Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Проанализировав определения, предложенные разными авторами (И.А. Зимней, А.В. Хуторским, В. Хутмахером и др.), мы останавливаемся на трактовке данных понятий Мерзляковой О.П.,[3] посвятившей свое диссертационное исследование проблеме формирования ключевых компетенций учащихся, и применив методику контент-анализа, сконструировала  рабочее  определение  понятия  «компетенция» и «компетентность». Где под компетенцией предложила понимать комплекс  знаний,  умений, ценностных ориентаций  и опыта практической деятельности, необходимых  человеку  для  успешного  решения  проблем в определенной  сфере  жизни  или  профессиональной  деятельности. Соответственно, ключевая компетенция – комплекс знаний, умений, ценностных  ориентаций  и  опыта  практической  деятельности, необходимых человеку для успешного решения проблем в различных сферах жизни или профессиональной деятельности.

В  отличие  от  «компетенции», представляющей собой некоторый потенциал человека в виде набора знаний,  умений  и  минимального  опыта  деятельности, «компетентность», как следует из анализа содержания этого понятия, является качеством личности и характеризуется достаточным опытом деятельности  в  определенной  сфере.  Под  компетентностью можно  понимать индивидуальное интегрированное качество личности, основанное на совокупности имеющихся знаний, умений и ценностных ориентаций, а также богатом  опыте  деятельности  в  заданной  сфере бытия.

Заметим, что А.В.Хуторской,[4] уточняет разницу указанных дефиниций. «Под компетенцией можно иметь в виду некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (характеристику)».

Мы согласны с к.п.н. О.П. Мерзляковой в том, что в идеале перед образованием стоит задача формирования у учащихся компетентностей в различных сферах деятельности. Как отмечает Н.Ф. Радионова, природа компетентности такова, что она может проявляться только в органическом единстве с ценностями  человека, то есть при условии глубокой личной заинтересованности в данном виде деятельности. В связи с этим, формирование ценностно-мотивационной сферы школьника является неотъемлемой  частью  развития  ключевых  компетенций,  а  также компетентностей.[5] В нашем случае, есть необходимость в уточнении понятия образовательная компетенция. Хуторской  определяет ее как совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности. Причем, он уточняет иерархию компетенций (на которую мы будем ориентироваться в своей работе).

1) ключевые компетенции (они же метапредметные) - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Перечень  образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. В своей Программе мы берем за основу перечень метапредметных образовательных  компетенций, автором которого является  А. В. Хуторской. В свою очередь приведенные ниже описания метапредметных  компетенций будут нами приниматься как маркеры достигнутого результата. Но описывать планируемые результаты  мы будем через глаголы «ученик  научится, овладеет, будет знать и т.д.». Итак, перечень метапредметных  компетенций с описанием их смысловой основы:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Причем, как уточняет Андрей Викторович, перечень ключевых (метапредметных) компетенций дается в самом общем виде и нуждается в детализации, как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. В нашем случае это станет возможно с учетом  комплексного тестирования родителей и учеников на предмет образовательных запросов, адресованных школе.

Важным для нас становится вопрос структурных элементов компетенции. Мы и здесь  обращаемся к контент анализу, проведенному к.п.н. О.П. Мерзляковой[6].В частности, она выделила  основные  структурные  компоненты компетенции, которые мы будем считать отправными точками при подборе и создании диагностических материалов в процессе инновационной деятельности, а также при  выявлении и апробации педагогических инструментов, способствующих формированию компетенций учащихся.

Итак, этих структурных элемента 4:

1.  Знания.

2.  Умения.

3.  Ценностные ориентации.

4.  Опыт практического применения полученных знаний и умений.

Каждый структурный компонент взаимосвязан со всеми другими и является неотъемлемой частью компетенции.

Задачей инновационной работы будет воспитание и образование ученика, который  на выходе из школы будет обладать такими качествами как:

  • Ø Готовность  к жизни  в быстроменяющемся мире, адекватная ориентация в проблемах, ценностных установках, ориентация в возможностях, которые предоставляет действительность, умение найти социально- приемлемые  способы реализации  своих духовных запросов;
  • Ø Ориентация в научном обосновании мироустройства, и готовность к самостоятельному  обучению и  познанию;
  • Ø Наличие продуманной жизненной стратегии, умение ставить реалистичные цели и находить оптимальные способы их реализации в социуме;
  • Ø Способность к творческому и осмысленному  конструированию собственной жизни и окружающей действительности, на основе общечеловеческих ценностей, толерантности;
  • Наличие  продуманной и реализуемой стратегии по сохранению и развитию своего  здоровья;
  • Ø Владение навыками коммуникации, делового общения, способствующих самореализации и повышению качества личной жизни;
  • Наличие высокой познавательной мотивации, способности к самосовершенствованию, через повышение своего уровня образования и осознанного выбора образовательных программ, выстраивание собственной траектории образования и развития;
  • Ø Способность к выбору профессии, социально и лично значимых форм досуговой деятельности;
  • Ø Адекватная самооценка  и стремление к продуктивной жизни (максимальной реализации своего личностного  потенциала).

Заметим, что намеченные  черты портрета  выпускника, основаны на требованиях современных образовательных стандартов и учитывают релевантный социальный запрос. В процессе  мониторинга мнения родителей, данный список намеченных качеств личности ученика будет уточняться, но в  инновационной работе мы берем его за основу.

Свои дальнейшие шаги над Программой инновационной деятельности, направленной на решение актуальных задач образования мы видим:

1)                в разработке и реализации педагогической системы, направленной на формирование метапредметных  компетенций обучающихся как условия их социальной успешности;

2)                 в формировании  открытой, многоуровневой, вариативной образовательной среды, гарантирующей учащимся школы возможности самоопределения, самореализации на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей;

3)                в совершенствовании и модернизации  образовательного процесса на основе:

ü    создания системы партнерских связей с субъектами социума, направленной на решение актуальных образовательных и воспитательных задач;

ü    обновления и совершенствования ресурсного обеспечения  школ;

4)                в создании условий для профессионального и личностного роста педагогов учебных учреждений;

5)                в оптимизации работы с родителями обучающихся, включая  механизмы сотрудничества  и партнерства для решения общих задач; повышение грамотности родителей по вопросам воспитания и образования;

Принципами в работе выступают:

  • Принцип индивидуальности: сохранность и поддержка индивидуальности ребёнка;
  • Принцип доверия, поддержки и сотрудничества: атмосфера доверия и доброжелательности, взаимопомощи и партнерства между всеми участниками инновационной  работы;
  • Принцип деятельности: опора на самостоятельную, творческую деятельность учащихся, как условие  созидания и  определения личности.
  • Принцип субъектности: опора на активность личности школьника, стимулирование его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми.
  • Принцип адекватности: соответствие средств обучения и воспитания социальной ситуации, в которой организуется образовательный процесс; учет разнообразных факторов окружающей социальной среды;
  • Принцип рефлексивной позиции: ориентация на формирование у школьников осознанной устойчивой системы отношений к какой-либо значимой для них проблеме, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.

Мы уточняем, что направления инновационной деятельности будут включать себя два основных  направления работы:

1)                Выявление о апробация эффективных инструментов для формирования метапредметных  компетенций учащегося  через урочную деятельность.

2) Выявление о апробация эффективных инструментов для формирования метапредметных  компетенций учащегося  через  внеурочную деятельность.

В урочной деятельности после определения контрольных классов, которые будут включать и начальную и основную школу, учителя смогут выбрать для себя и своих учеников оптимальные инструменты достижения намеченных в инновационной программе задач, освоить необходимые педагогические технологии и методы работы, которые будут работать на главную цель – формирование  компетенций ребенка.

Возможными инструментами в урочной деятельности могут выступать: активное использование межпредметной интеграции, освоение и активное использование технологии критического чтения и письма, технологий проблемного обучения и интерактивныых технологий, активное внедрение в учебную деятельность проектного обучения, использование методов и форм работы, которые стимулируют выбор и генерацию  учащимися креативных, нестандартных решений (творческие мастерские и т.п.); внедрение дифференциации в образовательный процесс, активное использование средств ИКТ  на уроках и при подготовке домашних заданий и др.

Во внеурочной деятельности  мы предполагаем построение такой  системы организационно педагогических средств, которая будет учитывать  формирование всех  метапредметных компетенций обучающихся.

Организационно педагогические средства формирования метапредметных  компетенций учащихся с уточнением тех функций, которые определяют их выбор в Программе инновационной работы.

Направления работы

Инструменты

Функции

1.Формирование ценностно-смысловой компетенции

Начальное образование:

Школа социального  проекта

«Я в мире»

Основное  образование:

Школа «Я конструктор своей жизни »

  1. Функции: погружение в тему (название проекта предполагает выбор  обучающимся интересующего его аспекта); сотрудничество со взрослыми, (как носителями личных смыслов) выработка своей собственной позиции по изучаемому вопросу, формирование навыков  самопрезентации;

  1. Функции: Через систему семинаров – тренингов  способствовать становлению мировоззрения, собственной позиции ученика  на основе обсуждения актуальных вопросов, связанных со сферой значимого в жизни. Возможность проигрывать ситуации через симуляторы, посредством которых возникает возможность создания внутреннего механизма самоопределения ученика, умение  проектировать свою личную траекторию жизни.

2.Формирование общекультурной компетенции

  1. Начальное образование:

Серия классных часов  «Я, другой, другие»

(на основе курса ОРКСЭ)

Основное образование:

Факультативный курс «Другой, другие, о других»

Функции: расширение знаний и представлений об  особенностях семейных, социальных  отношений в различных культурах; рефлексия усвоенного материала, направленная  на:

-выработку позитивного отношения к особенностям культур разных народов;

-на присвоение общечеловеческих ценностей, залаженных в матрице различных культур.

  • Функции: опосредованное межкультурное взаимодействие, направленное на ознакомление и выработку позитивного отношения к особенностям культур разных народов;

3.Формирование учебно- познавательной компетенции

  1. Начальное образование:
  2. 2. Школа театра

Основное образование:

Школа  исследовательского   проекта

«Удивительный мир»

  1. Функции: возможность в игровой форме осваивать программные литературные произведения, закрепляя знания, умения планирования и конструирования действительности, умения рефлексировать и оценивать свой вклад в общее дело, развитие креативных способностей .
  2. Функции: на основе выбранной для исследования темы – самостоятельное погружение и изучаемый вопрос,  выработка своей собственной позиции по изучаемой проблематике, выявление необходимых для изучения способов  и  методов познания,  формирование навыков  самопрезентации;

4.Формирование информацион-ной компетенции

  1. Начальное образование:
  2. Серия классных часов по медиаобразованию.

Основное образование:

Факультативный курс по медиаобразованию.

  1. Функции: Используя приемы медиаобразования, вовлечь школьника в деятельность связанную с распознаванием, чтением, преобразованием информации с умением ее донести и презентовать в самых разных формах: визуальных, аудиальных, знаково-символических.

5.Формирование коммуникативной компетенции

  1. Начальное образование:

Школа театра

Основное образование:

Школа юного журналиста

Функции: возможность в игровой форме осваивать способы коммуникации; овладевать различными социальными ролями, возможностями взаимодействовать в группе в нестандартных условиях, помогать детям учиться слышать других и правильно презентовать себя и т.д.

Функции: создание условий для становления способностей ученика в области коммуникативных взаимодействий с миром: в формате деловой игры  осваивать особенности различных форм корреспонденции, ведения деловых переговоров, репортажей, интервью  и т.д.

6.Формирование социально-трудовой компетенции

Начальное, основное образование:

Школьный парламент

Функции: становление знаний и опыта в сфере гражданско-общественной деятельности; овладение минимальными навыками социальной активности и функциональной грамотности;

  1. развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения слушать другого человека, принимать совместные решения и нести за них ответственность;

7.Формирование компетенции личностного самосовершенствования:

Начальное и основное образование: ОДО (на выбор ребенка) «Планета Понимания» (с использованием  коуч-тренингов)

  1. Функции: формирование  у обучающегося представление о самом себе как части мира, понимание своих целей и  формирование умения выстраивать личные стратеги, учитывая личные цели.

  1. III. Реализация инновационной Программы

3.1.Прогнозирование ожидаемых результатов

Основным результатом реализации  инновационной программы  предполагается  сформированные у учащихся  метапредметные  компетенции:

-ученик будет видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;

- ученик будет иметь представление об особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлений и традиций; будет владеть эффективными способами организации свободного времени;

- ученик будет успешен в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; будет обладать знаниями и умениями организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, будет  владеть  приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;

- ученик овладеет умением самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

- ученик научится применять различные способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыкам работы в группе, владеет различными социальными ролями в коллективе;

- ученик овладеет  знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (через включение в социально - активные формы работы). Освоит минимально необходимые для жизни в современном обществе навыки социальной активности и функциональной грамотности;

- ученик получит представление о способах физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, что будет способствовать непрерывному развитию необходимых современному человеку личностных качеств; у ученика будут сформированы минимальные основы психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Индикаторами эффективности инновационной деятельности предполагаются следующие показатели:

  • сформированность и обоснованность разработанных и апробированных инновационно – технологических и организационно - педагогические средств, направленных на становление метапредметных компетенций личности школьника;
  • высокая профессиональная компетентность педагогов по теме региональной инновационной работы, способствующая их профессиональному росту;
  • разработанная  и апробированная система мониторинга, выявляющая уровень сформированности  метапредметных компетенций учащихся;
  • разработанный  комплекс методических рекомендаций по реализации эффективных механизмов, направленных на  овладение обучающимися  метапредметными  компетенциями.

3.2.Средства контроля и обеспечения достоверности результатов

Достоверность результатов инновационной работы обеспечивается комплексом контролирующих и диагностирующих мероприятий, позволяющих фиксировать динамику развития образовательного и воспитательного процесса, степень соответствия прогнозируемых и фактических результатов, достижение поставленных цели и задач, в том числе следующих:

1)    Мониторинги, выявляющие уровень сформированности метапредметных компетенций учащихся на разных этапах реализации Программы;

2)    Мониторинг роста профессиональной компетентности педагогического коллектива в условиях реализации инновационного опыта и создания сетевого сообщества;

3)    Анализ степени удовлетворенности детей и родителей особенностями образовательного пространства школы;

4)    Мониторинг динамики изменений в характере образовательного  процесса  и направленности мотивационных предпочтений.

 

Эффективность контроля за  результатами инновационной работы  опирается на систему аналитико – диагностических методик, определяющих промежуточные и итоговые результаты: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, собеседование, статистическая обработка результатов, сопоставительный  анализ результатов и т.д.

Сотрудничество и партнерство всех участников, положенное в основу РИП, связано и  целенаправленным и конструктивным распределением функций между участниками, что делает работу открытой, гибкой, изменяемой в сторону адекватности и  эффективности.

3.3.Сроки  и этапы региональной инновационной работы: 2014 -2019 год.

Этапы:

Первый этап – организационный (аналитико - прогностический)2014-2015 г.

Основные задачи этапа:

1)    изучение научно – методической литературы и передового практического опыта по теме;

2)    определение экспериментальных и контрольных классов для проведения мониторинга;

3)    подготовка родителей  для создания благоприятных условий для экспериментальной работы;

4)    разработка системы мониторингов и собственно изучение исходного состояния уровня сформированности  метапредметных компетенций у обучающихся и учителей;

5)    изучение мотивации и готовности педагогического коллектива школы для участия в инновационной деятельности;

6)    профессиональная, психологическая и организационная подготовка учителей к созданию РИП в целях совершенствования профессиональной компетентности педагогического коллектива;

7)    анализ степени удовлетворенности детей и родителей особенностями образовательного пространства школы;

8)    выявление и формирование ресурсов для реализации инновационной Программы, в том числе, изучение возможностей внешней социальной среды – готовность представителей тех или иных социальных институтов (профессиональных и конфессиональных и т.д.) сотрудничать в ходе инновационной работы;

9)    создание рабочей группы педагогов для разработки механизмов реализации программы;

10)                      разработка программ, устава, алгоритмов работы по заявленной тематике;

11)                      анализ и отбор нормативных документов, обеспечивающих реализацию инновационной программы;

12)                      формирование информационного и методического обеспечения инновационной деятельности;

13)                      возможная корректировка программы;

 

Индикаторами успешности первого этапа инновационной работы  могут быть:

 

  • наличие сформированного кадрового состава участников инновационной работы;
  • подготовленность педагогического коллектива к реализации региональной инновационной Программы;
  • наличие разработанных систем мониторингов, выявляющих  разноаспектные состояния  до начала реализации Программы;
  • создание пакета нормативных документов;
  • разработанные  элективные и факультативные курсы,  наличие программ, устава  и алгоритмов работы для организации и функционирования  заявленных педагогических мероприятий, наличие рекомендаций по дополнительному образованию;
  • наличие механизма реализации Программы;
  • скорректированная, с учетом результатов мониторингов и других факторов,  Программа;
  • повышение заинтересованности родителей, согласие на участие и помощь в инновационной работе;
  • выявленные группы поддержки: представители различных социальных групп  для участи я и помощи в создании РИП;

Второй этап – этап реализации (технологический) – 2015 -2018 г.

Основные задачи этапа:

1)    разработка и реализация программно – методического комплекса;

2)    практическая апробация организационно - педагогических средств, направленных на формирование метапредметных компетенций личности обучающегося;

3)    выявление наиболее эффективных оптимальных организационно - педагогических средств, направленных на формирование метапредметных компетенций учащихся;

4)    выявление недостатков, коррекция содержания работы по направлениям;

5)     разработка и внедрение пакетов документов по содержанию и организации инновационной деятельности;

6)    организация системной деятельности по совершенствованию профессиональной компетентности педагогического коллектива;

7)    промежуточная диагностика эффективности процесса становления метапредметных компетенций обучающихся.

Индикаторами успешности  инновационной работы  на втором этапе могут быть:

  • разработанный, откорректированный, дополненный  программно –технологический ресурс РИП;
  • высокая степень реализации программных мероприятий, направленных на  поставленные цель и задачи;
  • сформированные метапредметные компетентности обучающихся, выявленные посредством  промежуточной диагностики;
  • рост мотивации и степени  активности школьников при участии в проектах и мероприятиях Программы;
  • рост удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения;
  • расширение партнерских связей образовательного учреждения с представителями различных социальных институтов;
  • сформированная  система аналитическо-диагностической деятельности;
  • рост мотивации, профессиональной и инновационной культуры педагогов;
  • повышение уровня психологической комфортности в коллективе школы;
  • активное участие педагогов и школьников ОУ в программных мероприятиях;

Третий этап – обобщающий (рефлексивный) – 2018 – 2019г.

Основные задачи этапа:

  1. диагностика итогов реализации работы РИП;
  2. итоговый контроль, анализ, выявление перспектив и определение путей дальнейшего развития школы по данному направлению;
  3. соотношение  результатов с поставленными целями и задачами;
  4. обобщение, оформление результатов инновационного опыта;
  5. формулировка выводов, теоретических и методических рекомендаций, публикации материалов,  трансляция опыта, проведение итоговых  и семинаров и обучающих мероприятий;

Индикаторами успешности   на третьем этапе могут быть:

  • высокий уровень сформированности  метапредметных компетенций учащихся;
  • осознанная мотивация педагогов к продолжению работы в данном направлении, как способа решения педагогически,  воспитательных задач и возможности повышения профессиональной компетентности;
  • наличие технологических ресурсов для решения задач  овладения обучающимися ключевыми компетенциями, необходимыми в жизни;
  • наличие системы мониторинга степени достигаемости запланированного результата;
  • наличие публикаций, транслирующих инновационный опыт;
  • проведение итоговых семинаров  по обобщению и продвижению опыта;

3.4.Условия проведения инновационной работы

  1. осознание участниками инновационной деятельности социальной и профессиональной значимости организации научно – исследовательской деятельности как важнейшего условия повышения качества образования и становления личности;
  2. наличие коллектива учителей – единомышленников, с организованной системой взаимодействия, ответственности, высоким уровнем готовности к РИП;
  3. разработанная, обоснованная научная программа планирования, организации и контроля за результатами инновационной работы;
  4. наличие социально-обоснованного, научно – методического, нормативного, материально-технического сопровождения инновационной  деятельности;
  5. благоприятная социально-педагогическая  атмосфера для инновационной деятельности, разработка системы мотивации и стимулирования творческой инициативы;
  6. научное консультирование инновационной работы осуществляет к.ф.н.  зав.каф. образовательных технологий Морозова О.Е.

3.5.Возможности предоставления результатов региональной  инновационной работы

Использование материалов исследования в образовательном процессе позволит добиться следующих важных результатов:

- внедрение технологий детерминирующих и поддерживающих процесс смыслообразования учащихся, их смысловой выбор, самовыражение, самоактуализацию;

- создание благоприятной атмосферы в образовательном учреждении, обеспечение демократичности и гуманистического характера отношений между учителями и учениками;

- обогащение  личного опыта всех участников инновационной площадки, основанного на реализации принципа партнерства, сотрудничества;

- привлечение родителей  обучающихся и общественности к совместному решению поставленных задач;

Наработанные в ходе инновационной деятельности материалы могут быть представлены как педагогической, так и широкой общественности через:

1)           публикации в средствах массовой информации и специальных педагогических изданиях;

2)           подготовку и издание методических пособий, обобщенного практического опыта по РИП;

3)           организацию и участие в работе семинаров и открытых мероприятий по теме РИП;

4)           проведение педагогических мастерских, практикумов в реальном и виртуальном форматах с использованием Интернет ресурсов;

  1. Календарный план реализации  Программы

Первый этап – организационный (аналитико-прогностический) 2014-2015 г.

Содержание деятельности

Сроки

Результат

Ответственный

1.Разработка мониторинга выявления готовности пед.коллектива к участию в инновационной деятельности.

Сентябрь

2014

Разработанный  мониторинг, выявляющий состояние коллектива до начала реализации программы

Зам директора по УВР Абасова И.А.

2. Изучение мотивации и готовности педагогического коллектива к участию в инновационной деятельности. Обработка результатов обследования.

Сентябрь

2014

Выявленные показатели готовности коллектива и степень мотивации к участию в новом виде деятельности

Написание отчетов по результатам обследования

Зам директора по УВР Абасова И.А.

3.Проведение педагогического совета по теме: «Обсуждение и принятие решения об открытии региональной инновационной площадки»

Сентябрь 2014

Решение пед.коллектива о ходатайстве  перед управлением образования  об открытии на базе школы РИП

Директор ОУ

Малышева С.В.

4.Изучение научно – методической литературы и передового практического опыта по теме

Сентябрь – ноябрь

2014

Подготовленность коллектива к реализации инновационной программы.

Педагогический коллектив

5.Создание рабочей группы педагогов для реализации программных мероприятий.

Октябрь

2014

Наличие сформированной рабочей группы

Директор ОУ

Малышева С.В.

  1. Заседание рабочей группы по актуальным вопросам разработки стратегического плана  реализации инновационной деятельности.

Октябрь

2014

Наличие стратегического плана работы коллектива на 2013-2014 уч.год.

Научный руководитель

7. Определение  контрольных классов для проведения мониторинга.

Сентябрь- октябрь

2014

Подготовленная площадка для изучения исходного уровня сформированности метапредметных компетенций у учащихся.

Директор  ОУ

Малышева С.В.

8.Разработка мониторинга  по выявлению степени удовлетворенности  родителей и детей особенностями образовательного пространства школы

Сентябрь-октябрь

2014

Разработанные материалы диагностики

Научный руководитель,

Зам директора по УВР Абасова И.А.

9.Анализ степени удовлетворенности  родителей и детей особенностями образовательного пространства школы. Обработка результатов обследования. Написание отчетов по результатам.

Ноябрь 2014

Выявленные исходные показатели степени удовлетворенности образовательным пространством школы

зам. директора по воспитательной работе Минцева В.В.

10. Родительские собрания на тему«Инновационная  среда школы как условие развития  личности ребенка»

Декабрь

2014

 

Повышение заинтересованности родителей, согласие на участие и помощь в инновационной работе

зам. директора по воспитательной работе Минцева В.В.

 

11.Разработка системы мониторингов для изучения исходного уровня сформированности метапредметных компетенций у обучащихся.

Сентябрь – ноябрь

2014г.

 

 

Разработанный мониторинг

Научный руководитель

12.Изучение исходного уровня сформированности метапредметных компетенций у обучащихся. Обработка результатов обследования. Написание отчетов по результатам.

Декабрь

2014г.

Выявленные исходные показатели

Миргород С.Л.

13.Анализ  и отбор нормативных документов, обеспечивающих реализацию инновационной программы.

Сентябрь –ноябрь

2014 г.

Создание пакета нормативных документов

Директор  ОУ

Малышева С.В.

14. Проведение педагогического совета «Методологические, психологические и организационные особенности реализации РИП»

Ноябрь 2014г.

Теоретическая подготовленность коллектива к реализации РИП

Научный руководитель

15.Выявление и формирование ресурсов для реализации инновационной деятельности, выявление возможных партнеров среди представителей  социальных институтов.

Ноябрь- март

2013-2014 гг.

Выявленные партнеры и группы поддержки среди различных социальных групп для участия и помощи в создании РИП

Директор  ОУ Малышева С.В. зам.директора по воспитательной работе Минцева В.В.

 

16.Разработка программы  семинаров – тренингов «Я- конструктор своей жизни»

 

Декабрь- февраль

2014-2015 гг.

Разработанный авторский факультативный курс

Зам директора по УВР Абасова И.А.

17. Разработка программ серии классных часов «Я, другой, другие», и клссных часов по теме «Медиаобразование»

Декабрь – февраль

2014-2015 гг.

Разработанные авторские материалы

Классные руководители

18.Разработка программы кружковой работы «Планета Понимания»

Декабрь –март

2014-2015 гг.

Разработанная авторская программа

кружковой работы

Малышева С.В.

19.Разработка  программ  факультативных  курсов «Другой, другие, о других» и медиаобразованию

 

Январь – март 2015 г.

Разработанная  авторская программы

Миргород С.Л.

20. Разработка программы «Школа театра», «Школа юного журналиста»

Январь –март 2015 г.

Разработанные  авторские программы

 

 

Петрунина Н.М.,

Минцева В.В.

21. Создание устава, программы и алгоритма работы  школьного парламента

Январь –март 2015

Разработанные: устав, программа, алгоритм работы школьного парламента

Зам. директора по воспитательной работе Минцева В.В.

Классные руководители

 

.

22.Проведение методологического семинара по особенностям составления программ  курсов, кружковой работы

Январь 2015 г.

Методологическая подготовка ответственных за составление программ, устава и алгоритмов работы курсов, кружков.

Научный руководитель.

23.Заседание рабочей группы по решению актуальных вопросов в ходе первого этапа реализации программы

По мере надобности (минимум 1 раз в квартал)

Коллегиальные решения по актуальным вопросам Программы

Директор ОУ

Малышева С.В.

24.Экспертиза и коррекция всех видов диагностик.

Сентябрь – декабрь.

Откорректированные материалы диагностики

Научный руководитель

25. Экспертиза всех материалов (разработанных программ курсов, кружков, устава)

Декабрь - апрель 2014-2015 гг.

Откорректированные материалы

Научный руководитель

26. Встреча рабочей группы  по итогам работы над первым этапом работы РИП

Май 2015

Анализ работы, выявление трудностей и проблем. Корректировка Программы РИП.

Директор ОУ

Научный руководитель.

27.Отчет о проделанной работе за 1 этап реализации Программы.

Май 2015

Отчет, представляющий результат инновационной  работы

Зам.директора по  воспитательной работе Минцева В.В.

Научный руководитель

 

Второй этап – этап реализации (технологический) – 2015 -2018 г.

Содержание деятельности

Сроки

Результат

Ответственный

1.Заседение  рабочей группы по вопросам коррекции Программы и составлению стратегического плана работы на  ближайший учебный год

Сентябрь  2015 г., 2016г, 2017 г .

Корректировка программы. Уточненный план работы на ближайший учебный год.

Научный руководитель

2.Методологический семинар по особенностям запуска и реализации программных проектов

Октябрь

2015 г.

Готовность пед. коллективов  к реализации проектов в рамках РИП

Научный руководитель

3. Запуск и реализация проекта «Школьный парламент»

Октябрь 2015 г.–  май

2018  г.

Приобретенные знания и умения обучающихся взаимодействию с людьми, развитие толерантного отношения, получение опыта конструктивного выходы из  конфликтных ситуаций, становление активной гражданской позиции

Зам. директора по воспитательной работе Минцева В.В.

 

Классные руководители:

 

 

 

 

4.Работа в  проекте «Удивительный мир», «Я в мире».  Организация мини конференций по презентации результатов проектов (2 раза в год)

Октябрь – 2015  - май– 2018  г.

Формирование навыков самопрезентации у школьников, опосредованное межкультурное взаимодействие

Зам. директора по воспитательной работе Минцева В.В.

Классные руководители:

5.Реализация программы факультативного курса «Другой, другие, о других», «Медиаобразование»

 

Октябрь -2015 – май - 2018г.

Становление позитивного отношения у школьников к особенностям культур разных народов; сформированная информационная компетентность;

Миргород С.Л.

6.Реализация программы «Школа»  «Я - конструктор своей жизни», «Школа юного журналиста»

Ноябрь –2015 май  - 2018 г.(план корректиру-ется, но проведение заседаний клуба  не реже  1 раза в квартал)

Формирование мировоззрения, собственной позиции   посредством симуляционных практик, направленных на формирование ценностно –смысловой компенетции учащегося; формирование коммуникативной и информационной компетентности;

Минцева В.В.

 

Зам директора по УВР Абасова И.А.

7.Организация и проведение серии классных часов по темам «Я, другой, другие», «Медиаобразование»

Ноябрь –2015- май 2018 г.(план корректиру-ется, но проведение кл.ч.  не реже  1 раза вмесяц)

Формирование позитивного отношения к особенностям культур разных народов; становление способности школьника распознавать и  преобразовывать информацию, умения ее донести и презентовать в самых разных формах: визуальных, аудиальных, знаково-символических.

Классные руководители:

 

8.Реализация программного мероприятия  «Школа театра»

Январь2016- май 2018 г.

Формирование  умения планировать и конструировать действительность на основе креативных решений, рефлексировать и оценивать свой вклад в общее дело

Петрунина Н.М.

9.Начало работы ОДО «Планета Понимания»

Октябрь 2015 – май2018 г.

Сформированное представление о самом себе как части мира, понимание своих целей и  умене выстраивать личные стратеги, учитывая личные цели.

Малышева С.В.

10.Заседение  рабочей группы для обсуждения результатов   работы, выявления проблемных зон и корректировки планов.

1 раз в каждый квартал в период 2015-2018 гг.

Корректировка планов, действий, рост мотивации, профессиональной культуры педагогов

Научный руководитель,

 

Зам директора по УВР Абасова И.А.

11.Организация и проведение открытых мероприятий в рамках любого из проектов Программы

2 раза в год период 2015-2018 гг.

 

Вовлечение в круг большего количества участников, обмен опытом, расширение партнерских связей  ОУ с представителями различных социальных институтов, вовлечение в инновационную работу родителей

 

 

 

 

Зам. директора по  воспитательной работе Минцева В.В.

 

12.Разработка промежуточной диагностики  выявления сформированности метапредметныхх компетенций у учащихся школы

 

Февраль– март 2016 г.

Сформированность

аналитико–диагностического  комплекса

Научный руководитель,

Зам директора по УВР Абасова И.А.

13.Промежуточная диагностика. Обработка результатов.

Апрель 2016, 2017, 2018 г.

Выявленные показатели  успешности  работы в инновационной программе

 

Зам директора по УВР Абасова И.А.

14. Заседание  рабочей по итогам  работы РИП в течение календарного года.

В конце каждого учебного года в период 2015-2018 гг.

Анализ работы. Корректировка Программы РИП.

Подведение итогов.

Научный руководитель,

15.Отчет о проделанной работе.

Май 2016г., 2016 г., 2017 г.

Отчет, представляющий результат инновационной  работы

Научный руководитель,

16.Работа над научно – методическими статьями  по теме РИП

В период 2015-2019 гг.

Научно –методические статьи

Научный руководитель

17. Экспертиза материалов в ходе реализации инновационной Программы

В период 2015-2019 гг. (по мере необходи-мости)

Экспертные рекомендации

Научный руководитель

Третий этап – обобщающий (рефлексивный) – 2017 – 2018г.

Содержание деятельности

Сроки

Результат

Ответственный

1.Разработка мониторинга выявления  итогов реализации  РИП  по трем направлениям.

а) уровни сформированности метапредметных компетенций у учащихся.

б) уровень профессионального роста и  наличие мотивации к продолжению работы у педагогов ОУ

в) удовлетворенность детей и родителей особенностями образовательной среды ОУ.

Сентябрь - октябрь

2018

Сформированный

аналитико–диагностического комплекс.

Научный руководитель, Зам директора по УВР Абасова И.А.

2. Диагностика  по заявленным направлениям. Обработка результатов обследования. Написание отчетов.

Ноябрь –декабрь 2018 г.

Выявленные показатели, определение перспектив дальнейшего развития коллектива  в данном направлении.

Зам директора по УВР Абасова И.А.

Зам. директора по ВР Минцева В.В.

3.Проведение педагогических советов по  теме «Итоги работы РИП, перспективы развития ОУ»

Декабрь

2018

Осознанная мотивация педагогов к продолжению работы в логике инновационной работы

Директор школы.

4.Встреча инициативной группы по актуальным вопросам завершения инновационной деятельности.

Октябрь

2018 г.

Наличие плана  обобщения и представления полученного опыта.

Научный руководитель.

5.Проведение методологического семинара по особенностям составления отчетов работы в инновационной деятельности.

Январь 2019 г.

Методологическая подготовка ответственных  за обобщение опыта.

Научный руководитель.

6.Экспертиза и коррекция всех видов отчетов  в логике  обобщения опыта.

Январь – март 2019 г.

Откорректированные материалы.

Научный руководитель.

7. Обобщение, оформление результатов инновационного опыта.

Февраль -  - май 2019

Научные статьи, научно –методические материалы.

Научный руководитель, участники  реализации РИП

8.Проведение методологических семинаров для педагогов других ОУ с целью трансляции опыта.

Декабрь-май 2019

Трансляция результатов инновационного опыта широкой общественности

Научный руководитель

участники  реализации РИП

 

V.Участники  инновационной работы

и их функциональные обязанности

 

№ п/п

Должность

 

Функциональные обязанности

 

 

Педагогический совет школы

осуществление общего руководства инновационной деятельностью своего образовательного учреждения;

1.

Директор школы Малышева С.В.

  • использование системы поощрения и стимулирования участников эксперимента;
  • создание организационных, материально – технических и психологических условий для осуществления инновационной деятельности;
  • создание пакета нормативных документов для реализации инновационной работы;

2.

Научный  руководитель

Морозова О.Е

 

  • определение стратегии и тактики инновационной деятельности;
  • научное консультирование по проблемам РИП;
  • экспертиза материалов, подготовленных другими участниками проекта;
  • курирование (совместно с заместителями директоров двух школ) успешности реализации программных мероприятий;
  • подготовка и разработка  совместно с психологом - диагностических материалов;
  • разработка  (совместно с заместителем директора школы) программы и устава работы школьного парламента;
  • обобщение, систематизация, научное осмысление результатов  работы РИП;
  • проведение научно – методических семинаров, педсоветов и индивидуальных консультаций;
  • подготовка отчетов о ходе и итогах инновационной  работы (совместно с администрацией   ОУ)
  • редактирование, рецензирование методических материалов,  статей в рамках инновационной работы;
  • написание и публикация научно методических материалов по итогам инновационного опыта (совместно с администрацией школы);

3.

Заместители директоров школы Минцева В.В., Абасова И.А.

  • создание информационно – методической среды для РИП;
  • организация научно – методической работы в рамках инновационной работы;
  • организация участия педагогов и школьников ОУ в программных мероприятиях;
  • разработка  (совместно с научным руководителем) программы и устава работы школьного парламента;
  • организация педагогических  мастерских, семинаров, пед. советов в ОУ по теме инновационной работы;
  • выход и привлечение к сотрудничеству   внешних партнеров (представителей различных социальных институтов)  для реализации замысла РИП;
  • проведение мониторинга результативности инновационной работы в ОУ;
  • подготовка методических пособий, обобщенного практического опыта по РИП (совместно с научным руководителем)

4.

 

Учителя школы

  • освоение и внедрение инновационных  идей в УВП;
  • разработка дидактического обеспечения организации учебно - воспитательного процесса по программе;
  • диагностика (совместно  с администрацией) качества развития и воспитания учащихся;
  • активное участие в работе школьных и сетевых мероприятий по теме РИП;
  • разработка (под редакцией научного руководителя ) методических материалов (планов работы кружков, программы факультатива, работы дискуссионного клуба, программы проведения семинаров);

 

5

Психолог

  • психологическое сопровождение инновационной работы в ОУ;
  • разработка (совместно с научным руководителем) диагностических материалов по теме;
  • активное участие в работе  программных мероприятиях;

 

VI. Информационная справка и проблемно – ориентированный анализ состояния ОУ

Название (по уставу)

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение Григорьевская  средняя общеобразовательная школа

Тип и вид

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

Организационно-правовая форма

Муниципальное  казенное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

Учредитель

Управление образования администрации Гусь-Хрустального района Владимирской области

Год основания

1978 г.

Юридический адрес

601535, Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, село Григорьево, улица Черемушки, дом 3

Телефон

8(49241)51-943

E-mail

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Адрес сайта в Интернете

http//grsoch.ru

Должность руководителя

Директор школы

Фамилия, имя, отчество руководителя

Малышева Светлана Викторовна

Свидетельство об аккредитации (номер, серия, дата выдачи)

№ 478 от 30 мая 2012 г., выдано департаментом образования Администрации Владимирской области ОП 020319

Лицензия (номер, серия, дата выдачи)

№ 3079 выдано 20 ноября 2013 г., выдано департаментом образования Администрации Владимирской области Серия 33Л 01 № 0000187,

Формы ученического самоуправления

Детская республика «Родник», Совет старшеклассников

Форма государственно-общественного самоуправления

Совет школы

 

МКОУ Григорьевская СОШ основана в 1904 году. В 1978 было построено новое здание по типовому проекту. Сегодня  - это муниципальное казённое общеобразовательное учреждение. В школе обеспечены условия безопасного и комфортного пребывания участников образовательного процесса. Обучается в школе 161 ученик из 7 населённых пунктов Григорьевского сельского поселения. Это  дети рабочих, служащих, педагогических работников, медицинских работников, предпринимателей. Подвоз учащихся осуществляется на школьном транспорте. В школе организовано 11 классов – комплектов:

на 1 ступени – 4 класса,

на 2 ступени – 5 классов,

на 3 ступени – 2 класса, из них  в 11 классе группа гуманитарного  профиля.

Кроме очной формы предоставлены услуги по обучению на дому детям с ограниченными возможностями. Создан школьный краеведческий музей.

Школа с 2011 года является базовой в Гусь-Хрустальном районе  по теме «Формирование ключевых компетентностей учащихся как условие повышения качества образования и воспитания». В апреле 2013 года проведён районный семинар руководителей образовательных учреждений по теме: «Формирование ключевых компетентностей участников образовательного процесса с целью технологической готовности к реализации ФГОС».

Учебно-воспитательный процесс в школе осуществляют 15 педагогических работников. Из них: 2 являются руководителями, 1 совместитель.  В штате  педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог. Награждены грамотами  Минобразования РФ – 5 человек, грамотами Департамента образования области – 12 человек. Более 20 лет работают – 9 чел., 10-20 лет – 4 чел., от 5 до 10 лет –2 чел. Штат педагогических работников школы остается достаточно стабильным на протяжении последних 15 лет. Школа полностью укомплектована учителями - предметниками.

Средний возраст педагогов - 53 года.

Они распределены:

а) по уровню образования:

Категория специалистов

Высшее образование

Учителя начальных классов

4(100%)

Учителя II и III ступени обучения

11(100%)

Вывод: 100% учителей имеют высшее образование

б) по квалификационным категориям:

Работники с высшей категорией

С I Квалификационной категорией

Со II Квалификационной категорией

Не имеют категории

4 (28%)

8(58%)

1 (7%)

1 (7%)

Вывод: доля преподавателей, аттестованных на квалификационную категорию, составляет 93% , 86 % имеют высшую и первую категории.

Все учителя прошли курсы повышения квалификации по программе Entel, 5 -  по программе АйТи.

Режим работы школы: пятидневная рабочая неделя для учащихся 1 класса, шестидневная учебная неделя для 2-11-х классов, занятия проводятся в одну смену. Продолжительность урока – 40 мин. Начало занятий-8.30. Вторая половина дня посвящена работе кружков, секций, общешкольным и групповым мероприятиям.

Для развития творческих, интеллектуальных и физических способностей учащихся в школе предусмотрен спектр образовательных услуг по дополнительному образованию детей. В 2013 году получена лицензия на этот вид деятельности. На протяжении многих лет в школе реализуются образовательные программы дополнительного образования художественно-эстетической, духовно-нравственной, военно-патриотической, физкультурно-оздоровительной, эколого-биологической направленностей. При выборе рабочих  программ учитывается мнение родителей и детей. В настоящее время функционирует 14 кружков и секций, в том числе 6 кружков от  ЦДОД Гусь-Хрустального района. Всего в объединениях дополнительного образования детей занимаются 100 % учащихся.

В соответствии с требованиями ФГОС в 1,2,3 -х классах открыты 5 направлений внеурочной деятельности: « Я- гражданин России», « Я и мой мир», «Учись учиться»,  «ИЗО –терапия», «Подвижные игры».

Школа является  важным культурно-образовательным центром села.

Школой накоплен опыт взаимодействия с социальными партнёрами, выполняющими воспитательную функцию.

Учащиеся школы посещают поселенческую библиотеку, что в достаточной степени удовлетворяет их интеллектуальные, эстетические, потребности. Библиотекарь – частый гость на уроках и внеклассных мероприятиях.

Тесные связи установлены также  с органами правопорядка, комитетом по делам молодёжи, Советом ветеранов, МБОУ ДОД ДЮСШ «Мещёра» .

Таким образом, система учебной и воспитательной работы образовательного учреждения ориентирована на социокультурный потенциал села.

Учебно-материальная база представлена 17 учебными кабинетами, 2 учебными мастерскими (по металлообработке и деревообработке, обслуживающего труда), спортивным залом, тренажерным залом, спортивной площадкой, школьной библиотекой, актовым залом, кабинетом информатики.

В настоящий момент в школе имеется 29 компьютеров, функционирует локальная сеть, которая объединяет 10 компьютеров кабинета информатики. Количество обучающихся на 1 компьютер – 7. Лицензионное программное обеспечение включает операционную систему «Windows 7» и Microsoft Offis/

Все компьютеры в школе имеют выход в сеть Интернет (Wi-Fi)

Учащиеся школы обеспечены учебниками на 100%,

Библиотека в своем фонде имеет художественную, научную и учебно-методическую литературу, а также пособия для обучения на электронных носителях.

Общее состояние учебной и материально-технической базы оценивается как допустимое. Таким образом,  школа имеет необходимую материально- техническую и профессиональную базу для инновационной деятельности.

 


[1] Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя /А.Г.Асмолов, Г.В.Берменская,И.А.Володарская и др.М.: Просвещение, 2010.

[2] Мерзлякова О.П., Зуев П.В. Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения физике в школе. Методическое пособие для учителей. /Екатеринбург.2009

[3] Мерзлякова,  О. П.  Формирование  ключевых  компетенций учащихся  на  основе  реализации  принципа  дополнительности в процессе  обучения физике  в школе:  Дис…канд.  пед.  наук  /

О. П. Мерзлякова. – Екатеринбург, 2007. – 203с.

[4] Хуторской А.В. "Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов" Стенограмма http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

 

[5] Радионова,  Н. Ф.  Компетентностный  подход  в  педагогическом образовании [Электронный ресурс] / Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына //  Электрон.  науч.  журн.  «Вестник  Омского  государственного

педагогического университета», 2006.

[6] Мерзлякова,  О. П.  Формирование  ключевых  компетенций учащихся  на  основе  реализации  принципа  дополнительности в процессе  обучения физике  в школе  [Текст]  :  дис…канд.  пед.  наук  /

О. П. Мерзлякова. – Екатеринбург, 2007. – 203с.

Разработка сайта Малькова Максима